Для слабовидящих

22.02.2017

Её величество Наука

Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека,
она всегда была и будет высшим проявлением любви,
только ею одною человек победит природу и себя.

А. П. Чехов

Её величество Наука… под таким названием прошла неделя науки с воспитанниками подготовительной к школе группы «Капелька» детского сада № 45, приуроченная ко Дню российской науки. Этот праздник ежегодно отмечается восьмого февраля людьми, которые трудятся в науке. Забавные, интересные, увлекательные научные эксперименты, проведённые вместе с детьми, позволили не только весело и интересно организовать совместную деятельность, но и приобщить «подготовишек» к миру элементарных естественнонаучных представлений, совершить «научные» открытия в мире минералогии, химии, физики.

Дети всегда стремятся к новым знаниям, мечтают узнать о неизведанном и фантастических находках. Что изучает наука минералогия? – спросили мы у воспитанников своей группы и получили интересные ответы. «Это наука, которая изучает разные минералы и камни», — ответила Даша Ничкова. «Я знаю, что такое горный хрусталь, — продолжил мысль Владислав Мальцев, — это природный камень, который красиво светится и означает лёд. Применяется в радиотехнике, из него делают красивые украшения». Саша Павливский принёс в группу сувенир – кошечку, сделанную из агата, и поведал детям о свойствах этого минерала. Дети по настоящему увлеклись этой темой, с интересом при помощи лупы рассматривали минералы, природные камни, удивляясь разнообразию мельчайших частиц.

Латинская пословица гласит: «В неведомом таится великая сила». И это неведомое нужно открыть детям. Не нужно бояться экспериментировать и исследовать, чтобы подтолкнуть детскую любознательность. Нужно только начать! С чего? Да с занимательных экспериментов и опытов по физике и химии! Например, проведённый опыт «Зашифрованное письмо» раскрыл секрет тайной письменности. Эксперимент «Хрустальный резонанс» — заворожил детей не только нежным, мелодичным звуком хрустальных бокалов, а ещё колебанием и движением фужеров. «Водоплавающее яйцо» оказывается, обладает явлением, доказывающее о существовании выталкивающей силы. «Надо же какие у солёной воды крепкие ручки не дают яйцу утонуть, не то, что пресная вода» воскликнули экспериментаторы.

Интерес к свойствам воды не менее значим для детей в этом возрасте. Серия опытов с водой «Узнаем, какая вода» позволили уточнить не просто свойства воды: прозрачная, без запаха, текучая, но и убедиться, в том, что она окрашивается, и в ней растворяются вещества: «Посмотри, посмотри, удивляется один из воспитанников, у меня получилась вода изумрудного цвета! А у меня жёлтая, потому что я добавил в стакан жёлтого красителя. Давай попробуем, добавить твоей изумрудной воды в мой стакан, узнаем, что получится? – предложил товарищ по эксперименту. Добавили и получили… «Ух, ты, салатовый цвет получился!». Радуются от полученного результата мальчишки. «Это, кокосовая стружка? Да нет, на мыло похоже» — прошёл диалог среди мальчиков, а здесь, смотри, соль. Как ты думаешь, Ярослав, мыло в какой воде растворится в пресной или солёной? Не знаю, надо проверить». Проверили. «Мыло растворилось в пресной воде, потому что она мягкая, а в жёсткой, солёной оно не растворилось и плавает наверху» — констатировали Ярослав и Тимофей результаты проведённого опыта.

Любой аромат является физическим явлением. Представляет смесь веществ с добавлением эфирных масел. Как появляются ароматы, кто делает духи, одеколон? Почему запахи все разные? Возникли вопросы у маленьких любителей парфюма. «Изготавливают их настоящие «алхимики», которые в своих лабораториях при помощи специальных приборов смешивают в колбочках, баночках, различные компоненты, рассчитывают необходимые пропорции, чтобы получить новый, неповторимый аромат. Это флейвористы – создатели ароматов, профессионалы, уникальные мастера своего дела. Какие ароматы почувствовали вы на дегустации парфюма?» – спросила я у детей. Девочки сказали, что почувствовали запах ягод, цветов, ванили. Мальчишки — более сильные представители мужского пола почувствовали смелые запахи, аромат кедра, апельсина.

Не случайно на ум пришли слова великого русского поэта А. С. Пушкина: «О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…» И правда детям интересно делать открытия, исследовать, обследовать, узнавать новое, получать познавательную информацию из умных, научных книг для детей. «Информации столько много, и как же всё переосмыслить?» — недоумевает Никита Нагорнов. «Столько, что можно заснуть за книгами, проснуться, потянуться и снова увлечься, тем, что тебя интересует!» – добавляет Вероника Улас.

Изюминкой недели научных дней стала встреча с родителями: «Игра – путь детей к познанию мира», где дети вместе со своими родителями играли в науку. Все без исключения были научными сотрудниками, а группа превратилась в научную лабораторию. Здесь активно проводились эксперименты, развернулась опытническая деятельность, выдвигались гипотезы, суждения. Все были на равных, все были при деле. Всем было интересно и любопытно узнать о результатах исследований соседей сидящих за другими столами. И вот, на научном совете прозвучал отчет о проведении и результатах опыта: «Дождевое облако», «Цветной взрыв в молоке», «Затуши свечу», «Изюм в газировке» — если его поместить в газированную жидкость, он сначала утонет, но потом пузырьки газа, поднимаясь вверх, будут увлекать его за собой вверх – объяснили Кристина и мама Виктория Вадимовна Третьяковы. «Почему лимон не тонет», потому что кожура у лимона плотная, чем его внутренность и содержит много частичек воздуха, которые помогают ему остаться на поверхности – рассказала о получившемся результате Наталия Ивановна Павливская. В математическом центре тоже не было скучно. Увлекательно, скрупулёзно, точно производились измерения, велись математические расчёты и нахождение кратчайших путей решений.

В процессе экспериментирования каждый ребёнок получил возможность почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Участвуя в процессе исследования, дети испытывали радость, удивление и восторг.

Материал подготовила Тамара Ивановна Савчук – воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 45

Вернуться в рубрику Новости