Для слабовидящих

02.02.2016

Мы любим и умеем играть

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Основным видом деятельности дошкольника являются сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. В играх у ребенка развивается воображение, мышление, речь, навыки общения со сверстниками, произвольность поведения.

Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в последнее время претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

В детском саду мы уделяем большое внимание этому любимому детьми виду деятельности. Дети играют в «Дочки-матери», в «Детский сад», «Театр», «Гости», «Ферму», «Ярмарку». Педагоги умело организуют игры с детьми, делятся своим опытом в этом направлении с коллегами. В рамках мастер-класса по организации сюжетно-ролевых игр мы увидели, как дети младших и средних групп научились заботиться о своих «дочках» и «сыночках». С какой заботой дети строят для них кроватки нужного размера, подбирают постельное белье, «советуясь» с куклой, кормят, поют колыбельные песенки, чтобы кукла поскорее уснула. Не забывают перед едой помыть руки с мылом и рассказать при этом потешку.

Дети старших и подготовительных групп порадовали нас игрой в «Детский сад». Прежде чем начать играть в эту игру, воспитатели и дети ходят на экскурсию по всем службам. Наблюдают, как работают повара, прачки, швея-кастелянша, кладовщик, медицинские сестры, заведующий и старший воспитатель. Узнают о том, как они взаимодействуют друг с другом, каков результат их труда. После этого дети переносят эти знания в игру. Выбирают себе роли, договариваются, и начинается самое интересное – игра! С полной серьезностью дети обращаются друг к другу по имени и отчеству, гладят белье, готовят вкусный обед, лечат «детей», водят их гулять, читают им книжки. Воспитатель в роли заведующей контролирует «работу», дает идеи для развития сюжета, вместе с детьми анализирует итоги. Дети с упоением погружаются в игру и, кажется, готовы играть весь день напролет! Наблюдая за этим процессом, лишний раз убеждаешься в значимости этой деятельности для ребенка.

В связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры и дома. Вы сами получите большое удовольствие, а Ваш ребенок будет просто счастлив.

Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

до 3-х лет:

  • Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
  • Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти).
  • Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
  • У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

— 3-4 года:

  • Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
  • В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
  • Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

— 4-5 лет:

  • Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
  • Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
  • Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
  • Активно развиваются ролевые диалоги.

5-7 лет:

  • Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

    Материал подготовила – Шумейко Евгения Витальевна, старший воспитатель НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22

Вернуться в рубрику Новости