«Что за прелесть эти сказки!»
В дошкольном возрасте ребенок наиболее открыт миру. У него появляется способность сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Если плодотворно не использовать этот период и не «разбудить» душу ребенка, то из такого ребенка может вырасти умный, грамотный, но бездушный и черствый, не способный к искренним переживаниям, человек. К сожалению, все реже дети могут увидеть в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания, но в художественной литературе мы найдем массу примеров положительного нравственного поведения. Особенно дети восприимчивы к сказкам.
Сказки любят все: и дети, и взрослые. Даже, когда мы вырастаем, где-то в глубине нашей души остается маленький человечек, который верит в чудеса, ждет сказочных превращений и надеется, что в один прекрасный день он станет «Великим и Могущественным».
Н.М. Крылова в своей Программе «Детский сад – Дом радости» рекомендует читать детям произведения, которые им наиболее близки. Среди этих книг, конечно же, сказки – это и русские народные и авторские, и сказки К.И.Чуковского, А.С.Пушкина. Попробуйте почитать ребенку сказки Пушкина и вы заметите, как постепенно, ваш малыш начинает вслушиваться и понимать его творения. Как сказка, став понятной, завораживает и очаровывает его. Теперь это не просто пассивный слушатель, а активный, сопереживающий участник сюжета. А если дать ему возможность примерить на себя роль, помочь подобрать костюм, выучить слова и выступить в этой роли? Разве после этого, останется человек равнодушным к летящей и стремительной поэзии Пушкина?
В течение месяца Наталья Родионовна Чендева знакомила детей старшей группы «Солнышко» со сказками Пушкина, с его биографией, объясняла старинные слова и выражения. Особенно детям понравилась «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», с не меньшим вниманием они слушали «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказку о рыбаке и рыбке».
Итогом стала викторина по сказкам Пушкина. В музыкальном зале, украшенном рисунками детей и родителей, ребят ждали интересные задания. Выбирая картинку, ребенок становился членом одной из команд. Так группа разделилась на 2 команды: «Белочка» и «Золотая рыбка».
Началась викторина. Участники викторины с воодушевлением отвечали на вопросы по сказкам. Пожалуй, не каждый взрослый сможет ответить на те вопросы, на которые отвечали дети. Где жил князь Гвидон? Какие драгоценные камни были в золотых орешках? Сколько раз посылала старуха старика к рыбке? Наши воспитанники быстро нашли нужные ответы. Также легко ребята отгадали отрывки из сказок, которые выучили и рассказали Степан Горшков, Алина Корзникова, Полина Блохина. Следующее задание называлось «Волшебная коробка». Достав предмет из коробки, нужно было вспомнить из какой он сказки. Никита Болотов, достав золотую рыбку, сразу же сказал, что она из «Сказки о рыбаке и рыбке». Трудно было угадать из какой сказки другие предметы: звезда, зеркальце, яблоко. Но мы справились и с этим заданием. Владимир Корзников даже вспомнил слова царицы – мачехи: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»
Далее вся группа оказалась в «театре», где им показали отрывки из сказок. Артисты: Алина Франц, Арсений Данилов, Валерия Елькина, очень старались, и зрители поддержали их дружными аплодисментами. Прекрасно справились со своими ролями и другие актеры – Александра Чудинова, Ирина Давыдова, Анна Балобанова, Александр Масленников, показав отрывок из «Сказки о царе Салтане…». Но сказки были бы неполными, если б не было таких замечательных рассказчиков, как Егор Неверов и Варвара Богомолова. В следующем туре дети показали, что они не только хорошо помнят содержание сказок, но и могут быстро подобрать рифму к строчке.
Волшебная коробочка |
||
Полина Блохина |
Степан Горшков, Алина Корзникова |
Золотая рыбка |
Незаметно наша викторина подошла к концу и логопед – Елена Анатольевна, подвела итоги. Обе команды оказались на высоте и с честью справились со всеми заданиями. С праздника все вернулись счастливые и довольные.
Знакомьте детей с нашей культурой, читайте им, обсуждайте вместе с ними прочитанное, и наши дошколята вырастут умными и отзывчивыми людьми.
Материал подготовила Елена Анатольевна Щеголева – логопед НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22