Поле речевых чудес
«Дар слова – важнейший дар,
дающий возможность постигнуть
радость познания и общения»
Ушинский К.Д.
Всем известно, что слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество, либо отношение. Когда человек произносит какое-то слово, то у него сразу возникают ассоциации, то есть связь с другими словами. Самый распространённый пример: при названии слова «лимон» сразу всплывает, что это что-то кислое, то, что кладут в чай. Слово «собака» тоже вызывает множество ассоциаций: домашнее животное, сторож, помощник и т. д.
Комплект ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называют семантическим полем.
Наличие семантического поля позволяет отбирать слова при общении. Бывает, что мы забываем какое-то слово, но оно как бы «вертится на языке». В этот момент мозг ищет его среди «семантического поля».
А теперь самое главное: у ребёнка отбор слов в процессе его высказывания происходит достаточно сложно. Ребёнок выбирает ближайшее значение слова. Поэтому большое значение в развитие речи детей играет именно формирование семантических полей слов.
Попросту говоря, развитие речи любого ребёнка зависит от того насколько богат его словарный запас и какие ассоциативные связи он может построить. В детском саду «Золушка» в рамках приоритетного направления ведётся активная работа по формированию семантического поля. Оно формируется постепенно на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в режимные моменты, при организации и в процессе занятий, в работе с родителями, по принципу от простого к сложному. Для наработки словаря детям читают литературу, они узнают, как можно образовывать новые слова, учат стихи, пословицы, поговорки и загадки. Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно начинается работа по его расширению путем подбора: родственных слов; слов, обозначающих действия предметов; слов, обозначающих признаки предметов; слов – синонимов, антонимов; фразеологизмов.
Свои знания дети демонстрируют на игровых занятиях.
По телевизору показывают передачу «Поле чудес», где есть огромный круг и люди угадывают слова, посвящённые какой-то теме. При формировании у детей семантического поля тоже есть круглое поле и надо отгадывать слова, связанные одной темой. Только слов должно быть много. Дети обожают эту игру. Во время игры они наперебой отвечают на вопросы и выкладывают на поле фишки слова. В конце подсчитывают, кто сколько и каких слов набрал.
Правила игры:
- Выкладывать на каждое новое слово — одну фишку.
- Фишки выкладывать в свой круг.
- Внимательно слушать товарищей и не повторять названные слова.
Для примера открытый показ для родителей непосредственной образовательной деятельности по формированию семантического поля к слову снег в старших группах «Фантазёры» и «Непоседы». В центре поля слово-ядро «снег». Дети подбирали родственные слова (существительные) к этому слову, рисуя снежинку на коврографе с помощью лепестков. Ребята назвали слова: снежинка, снегирь, подснежник, Снегурочка, снегокат, снегопад, снежколеп и др. С каждым новым словом лучики у снежинки становились длиннее и пушистей. Следующим заданием для детей было назвать слова действия (глаголы)и украсить картину снежными комочками — липучками синего цвета, снег летает, кружится, тает, блестит. Белые снежные комочки появились на картине, когда дети перечислили слова-признаки (прилагательные): снег- белый, холодный, блестящий, мягкий, твёрдый. Работая над синонимами, дети узнали, как по-другому можно назвать снег – осадки, природное явление. Следующее кольцо семантического поля – антонимы. Зная, что такое осадки дети сравнили, что зимой идёт снег, а летом дождь. В работе над фразеологизмами ребята обсуждали высказывание: «Зимой снега не выпросишь». В итоге дети, не испытывая затруднений составляли красивые предложения используя «снежные» слова.
Родители также показали свои умения подбирая слова – родственники к слову снеговик, рассказали, что делает новогодний шарик, описали какой бывает новогодний колпачок. В итоге пришли к выводу, что очень важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания, ведь речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний.
Материал подготовила Власова Татьяна Леонидовна – воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22