Мы в ритме или ритм в нас
«…ритм – это основа всей жизни человека,
… это дыхание, это смена времен года, частей суток, это сердцебиение, ходьба, речь!»
Станиславский К.С.
Звук – вибрация, ритм… Все начинается с сердцебиения мамы внутриутробно и заканчивается тем, как мы организуем свою жизнь. За что отвечает чувство ритма у малыша?
Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен. Он выразительно рассказывает стихи, выделяя паузами знаки препинания.
Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх.
Эмоции. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движении и общении. Это даёт возможность ребенку быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
Мышление. Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту – и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Этому особое внимание уделяется в Здравограде. Каждый педагог включает игры и задания на развитие ритма у детей.
Как развивать чувство ритма?
Режим и распорядок дня. Важной рекомендацией любого специалиста является соблюдение режима и распорядка дня.
Режим дня – это понятие физиологическое. Это когда мы настраиваем наш организм выполнять различные функции в определенные часы, т.е. это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи и физических нагрузок.
Распорядок дня – это планирование времени на игры, работу, секции и так далее. То есть это последовательность действий. Если четко соблюдается распорядок дня, у ребенка не будет бесконечных нервных потрясений и опозданий.
Соблюдение режима и распорядка дня – это опора при стрессах и предохранение от переутомления ребенка, что является залогом спокойной и уравновешенной психики малыша!
Музыка и танцы. Слушаем классическую музыку – она настраивает на работу, помогает сосредоточиться и слышать другие частоты. Играем на музыкальных инструментах (бубен, ложки, маракасы, барабан и т.д.). Вы задаёте ритм, а ребенок повторяет (отстукивает). Отбиваем ритм с помощью хлопков или других предметов (стаканчик, кубик, молоточек и т.д.), ритмических схем.
Танцуйте, выделяйте и повторяйте звуки телом, с открытыми и закрытыми глазами (прыгни, присядь, встань на одной ноге, хлопни в ладоши два раза, топни ногой).
Игры и забавы. Ребенок закрывает глаза, а вы стучите, звените или шуршите разными предметами. Задача – угадать предмет (угадать на каком расстоянии, справа или слева звук и т.п.).
Классики, резиночки, летела ворона, ладушки – все это согласованность (координация) тела, его ритм и как следствие ритм мозга.
Можно задавать цветовой (буквенный, символьный) ритм, который ребенок должен продолжить. Очень полезны игры-кодирование.
Говорим тихо-громко, мягко-жестко, медленно-быстро. Вы говорите слово. Ребёнок – слово наоборот.
Стихи, речевки, скороговорки также являются эффективным средством развития чувства ритма.
Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется. Именно поэтому мы и наши малыши всегда живем в ритме!
А вы в ритме или ритм в вас?
Материал подготовила Ольга Анатольевна Петрова, педагог-психолог ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45