«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Быстро летит время…Только совсем недавно проводили в школу своих выпускников и вот новые ребята пришли к нам в группу «Звёздочки». Пришли они в группу летом, как нам казалось, совсем маленькие, несмышлёные.
Но вот уже осень… Детки подросли, адаптировались в новой группе, приняли в свой коллектив новых друзей.
Начался учебный год. Особенным моментом в процессе является опробование разнообразных продуктов. Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Опробование продуктов – это особенность Программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости», «манок», способ привлечь к новым знаниям и полноценного познания окружающего мира с помощью разных анализаторов.
Использование анализаторов (зрение, осязание, обоняние и т.д.) позволяет детям составить полную картину о качественной характеристике продукта (например: яблоко — красное, круглое, сладкое, душистое и т. д.) и о взаимосвязи с окружающей средой (профессии).
Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы после умывания перед завтраком со всей группой детей. Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым.
Как же мы опробуем продукты? Каждое утро наши родители приносят в детский сад различные продукты (овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед и многое другое), за что мы хотим им сказать: «Огромное спасибо». Итак, продукты принесли, руки помыли и вот сейчас можно попробовать что-то очень вкусное. Сначала детям предлагается отгадать, что мы будем опробовать. Для этого мы используем загадку, стишок или предлагаем детям догадать. Называя признаки продукта. Продукт отгадали. Далее мы своим малышам предлагаем вопросы. Что нам говорят глазки? Дети называют цвет, форму предмета. Что нам говорят пальцы? Какой продукт? Мягкий, твердый, шершавый, гладкий и т.п. Что говорит наш носик? Дети нюхают продукт и говорят, какой у него запах. Ну и последний вопрос – что же нам говорят зубы и язычок? Ребята называют вкусовые качества продукта – сладкий, кислый, соленый, хрустящий и т.п.
В таком простом, на первый взгляд, образовательном моменте, дети учатся слушать и слышать педагога и своих товарищей, отвечать на вопросы, классифицировать продукты – овощи, фрукты, ягоды и т.п. В процессе опробования у детей формируются навыки обследования предмета, обогащается речь новыми словами. Дети получают новые знания легко, ненавязчиво.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Когда малыш слышит, видит и пробует сам, усваивается все крепко и надолго.
Материал подготовила Нелюбина Людмила Владимировна — воспитатель НДОУ «ЦРР «Солтикамскбумпром» детский сад № 22