Незаслуженно забытые игры
Игры детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр. Все мы в детстве играли во дворе — разными компаниями, играли много, до темноты, до сбитых коленок, до хрипоты мамы, которая звала с балкона домой на обед — это были самые лучшие времена нашего детства: радостные, беззаботные, весёлые.
Компьютерные игры, телевизор и современные фильмы о человеке-Пауке, «Тачки» заменили радость такого живого общения. Дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры: «Казаки разбойники», «Лапта», «Горячая картошка», «Пайки» в которые играли не только мы, а наши родители, дедушки и бабушки. Игры, которые учили договариваться, помогали решать споры и конфликты. Очень хочется вернуть детям радость этих игр, надеясь, что все это когда-нибудь пригодится детям нашего, современного двора?
Дворовые игры — то развлечение и обучение. Где дети учатся общению, умению создавать команды, быстро соображать, прыгать-бегать, соревноваться, веселиться. В рамках реализации проекта «Игра – территория детства», мы педагоги, подготовительной к школе группы детского сада № 45 хотели поиграть с детьми в забытые игры нашего детства: в «Цепи кованые», «Черевички, стоп!», «Краски», Прятки», «Вышибалы». Сколько было эмоций радости и переживаний у ребят за свою команду: «Ну, беги, разбегайся сильней, разорви цепь», кричали своему товарищу по игре в один голос Никита Нагорнов и Тимофей Череватенко. А с каким волнением, переживанием, затаив дыхание наблюдали Злата Ощепкова и Арина Репина за движением мяча. Кто же первый поймает мяч и крикнет: «Черевички, стоп!»? — думали девочки, водящие игры. «Жмурка, я здесь!» – звал Ярослав Кадочников, увёртываясь от неё, а потом, дразня её, кричал: «В карман обман! В карман обман!».
По мнению М. Монтеля: «Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Игра является основным содержанием жизни ребёнка, его работой и развлечением в одно и то же время. Она предоставляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребёнок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души.
Каким запоминающимся, занимательным, восхитительным получился фестиваль «Забытые игры старого двора», участниками которого были дети подготовительных групп детских садов №22, 25, 45. На каждой станции участников фестиваля встречали любимые герои: Бабочка – красавица, божия коровка Мила, пчёлка, баба Капа, кузнечик Кузя и Лунтик. Они поиграли со своими маленькими гостями в любимые игры: «Съедобное – несъедобное», «Классики», «Домино», «Тише едешь, дальше будешь», «Жмурки».
Мы получили замечательный результат, дети с интересом играют теперь уже в свои любимые игры, умеют их организовывать, с удовольствием разучивают новые: «Летела ворона», «Я садовником родился». Нет сомнений в том, что «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», отмечал великий педагог В. А. Сухомлинский.
Материал подготовила Тамара Ивановна Савчук – воспитатель НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45