Для слабовидящих

24.04.2017

В поисках ответа на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым, а кто вредит»

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься»

Януш Корчак.

Здоровье это не только отсутствие болезней и занятия спортом. Это и знакомство с правилами безопасного поведения в окружающем мире. Перевод знаний в полезные привычки и навыки. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?

Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Работу по формированию основ здорового образа жизни должна вестись целенаправленно и постоянно. Необходимо использовать все средства. Именно поэтому, во время недели здоровья, которая прошла в детском саду №22 дети старшей группы «Крепыши» не только разучивали новые подвижные игры, делали разные виды зарядки, двигались, танцевали, занимались спортивными упражнения в совместной и самостоятельной деятельности, но и знакомились с основами здорового образа жизни. В частности как обезопасить себя. Кто помогает сохранить здоровье, а кто ему вредит. Целую неделю мы искали микробов. Мы разглядывали их на руках, обуви, фруктах и овощах. Узнали, кто занимается изучение микробов, самый главный рабочий инструмент микробиолога и что он из себя представляет. Мы лепили, рисовали микроорганизмы, фантазируя и представляя, как они выглядят под микроскопом. Большое спасибо родителям, которые помогли организовать библиотечку познавательной литературы микробиолога и предоставили нам микроскоп для наблюдений.

На итоговом мероприятии в познавательной лаборатории профессора Знайкина перед детьми развернулось целое представление «Микробы: за и против». Детям был предложен цикл опытов, который помог им осознать, что есть микробы вредные, а есть и полезные. Наши ребята узнали, как микробы размножаются, распространяются, как защититься от микробов в период эпидемии и не только. Вместе с Незнайкой дети учились заботиться о себе, о близких, вспоминали вредные и полезные продукты. Каждый ребенок становился помощником профессора Знайкина. Прежде всего, мы попытались понять, как же разлетаются микробы. Ведь у них нет ни крыльев, ни рук, ни ног. В этом нам помогло зеркало. Покашляв и почихав на него, помощники профессора Знайкина обнаружили капельки слюны, но мы-то знаем, что именно во влажной среде развиваются микробы и их в капельке слюны миллион. Но мы же можем прикрыть рот рукой и все наши микробы останутся на нас. НО…. Здесь нам на помощь пришел другой опыт. Опустив руки в муку, мелконарезанную новогоднюю мишуру, сажу, ассистенты профессора захотели поздороваться с другими детьми. Но те, почему то отказались, побоялись испачкаться. И тогда все поняли, что точно так же не стоит здороваться с теми, чьи руки заражены микробами. Усвоили, что при чихании и кашле обязательно нужно пользоваться личным носовым платком. А руки надо обязательно мыть. Но как? Их можно просто поболтать в воде или, все-таки, нужно промыть каждый пальчик. Три раза юным экспериментаторам пришлось опускать руки в воду, прежде чем они поняли, как важно тщательно намыливать и тщательно смывать пену, чтобы руки блестели и микробы пропали. Дошколята узнали, что на квадратном сантиметре кожи находится до миллиона микробов. Они могут быть безопасными для хозяина и вредными для других. А то, что микробы могут перемешиваться, мы узнали из следующего опыта, когда смешивали воду, покрашенную в красивые цвета. Перелив несколько раз из одной баночки в другую дети вдруг обнаружили, что нет больше ни желтой, ни зеленой воды и даже синяя и красная куда-то исчезли, осталась грязная вода, непонятного цвета. Наши микробы, соединившись друг другом, перестали быть безвредными и стали опасными. Нам удалось поймать микробов, смочив руки в воде и приложив их к чистому листу бумаги. Первоначально листочек остался белым, но как только его погладили горячим утюгом, внезапно на листочке выступили коричневые пятна, наши микробы немножко поджарились и проявились.

Дети с интересом и вниманием включались в опытническую деятельность. Мы пробовали кефир, который нам приготовил Петька-микроб из произведения Г.Остера «Петька-микроб». Какими вкусными, легкими, пышными, мягкими оказались булочки, которые нам подарили  полезные дрожжевые микробы, ведь не зря мы их кормили мукой, теплым молочком и сахаром. С удивлением и любопытством дошколята наблюдали, как растет плесень на подмоченном кусочке хлеба. Какая она некрасивая и как неприятно пахнет. Скучно нам не было. Мы даже играли в замечательную музыкальную игру «Микробы добрые и злые», где под разную музыку учились угадывать и показывать какой микроб пришел к нам в гости сейчас.

Самым последним был поставлен опыт, а что же будет с нашими зубками, если мы будем есть только сладкие продукты, пить кока-колу и не будем их чистить. Нам очень жалко яйцо, которое из твердого, белого, крепкого под воздействием кислоты вдруг стало мягким и некрасивым, как почернели зубки, на которые капнула кислота. Дети пообещали, что они обязательно будут мыть руки с мылом, чистить зубы два раза в день и есть только полезные продукты. Ведь они хотят быть здоровыми и красивыми.

По итогам работы вместе с детьми мы решили создать журнал «О микробах: разных хороших и опасных». Каждый ребенок дома с родителями самостоятельно оформит страничку о микробах, а потом представит ее ребятам группы. Сначала мы прочитаем журнал сами и поделимся с нашими соседями по детскому саду.

Работа по обучению сохранения здоровья ребенка должна вестись постоянно, этим навыкам так же, как обучать счету, письму, чтению, для выработки правильных привычек.

Знания, приобретенные детьми, будут являться той самой «здоровьесберегающей компетентностью, позволяющей заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимать  то, что здоровье — главная ценность дарованная человеку природой».

Материал подготовила Ирина Александровна Александрова — воспитатель  ЧДОУ  «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 22

Вернуться в рубрику Новости