Глиняная игрушка
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
Глиняная игрушка — особый вид русского народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду на Руси, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Вот и мы решили в группе прикоснуться к этому ремеслу. В течение июля месяца воспитанники старшей группы «Звездочки» детского сада №25 изучали «Дымковскую игрушку». На полочке красоты расположились разнообразные «Дымковские барыни». Ребятам запомнились «Посиделки», на которых они узнали происхождение дымковских игрушек, рассматривали узоры красивых платьев дымковских барынь. В группе организовали ремесленную мастерскую: собирали дымковские пазлы, делали аппликационные работы. Дети приносили из дома пустые пластиковые бутылки, которые стали основой для лепки фигур барынь. Намазывали пластилин по пластмассовой бутылке, лепили туловище с руками и головой, а потом украшали платье узорами.
Детям объясняли, что от настроения, состояния души мастера, зависит многое. Надо уметь соблюдать правила: поделки хрупкие — береги поделку товарища, тогда другие будут беречь твои.
Главное для детей в работе – успешность! Испытав успех один раз, ребёнок стремится к успеху снова! В процессе работы у ребёнка проявляются разные чувства: удовлетворение – его поделка получилась; уверенность в своих силах было трудно, но я справился; надежда на будущее меня похвалили, хотя мне и не очень нравится самому, постараюсь в следующий раз сделать лучше.
Непоседливым детям такая работа помогает воспитывать усердие, а у ребят с небогатым словарём стимулирует словесные выражения эмоций.
Занятие лепкой воспитывает у маленького непоседы привычку к усидчивости в работе за столом, что, несомненно, пригодится ему в школьные и более зрелые годы.
С точки зрения медицины, ручная лепка крайне полезна для развития мелкой моторики пальцев рук, их гибкости и ловкости. Кроме того, лепка, как вид народного творчества, способствует появлению у малыша патриотических чувств.
Изучая различные приёмы лепки, ребёнок знакомится с традициями и национальными особенностями промыслов родного края, страны.
Он обогащает свой кругозор и учится ценить культурное наследие своей Родины.
Материал подготовила Екатерина Сергеевна Дичук — воспитатель НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №25