Маршруты бывают разные
Не секрет, что в первые три года жизни происходит активное развитие ребенка, формируется его личность. Особое значение в этот период имеет формирование речевых навыков. Многие родители обеспокоены своевременным развитием речи детей. Ведь без речи невозможно мышление и успешное овладевание различными видами деятельности.
В детском саду №22 «Золушка» ведется ежедневная работа по развитию речи детей начиная с самого раннего возраста. Для того, чтобы наши детки начинали быстрее говорить при совместной работе воспитателей групп раннего возраста и учителя-логопеда были разработаны речевые маршруты.
Что же такое «речевой маршрут»? А это система ежедневной работы педагогов, направленная на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста. Все маршруты разработаны по близким и понятным детям темам, например: «Овощи», «Домашние животные», «Посуда», «Транспорт», «Одежда» и т.д. Всего таких тем разработано 18. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, звукоподражание и т.д.
Для того, чтобы дети учились слышать и понимать речь не только родителей и воспитателей, но и других взрослых. С этой целью мы приглашаем в группу специалистов детского сада — музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда. Дети активно играют и общаются со взрослыми. Педагоги играют с детьми в такие игры как: «Дай ручку», «Лови мячик», «Прятки» и другие, а детям это очень нравится и они охотно откликаются на общение. Малыши с нетерпением ждут специалистов детского сада, чтобы поиграть. «Давайте поиграем в «Капусту»! — говорит Ксюша. «Нет, лучше поедем на поезде!» — кричат мальчишки.
В процессе систематической работы с детьми по речевым маршрутам, нам удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается на более высокий уровень, обогащается активный словарь. Наших родители являются для нас главными помощниками во всем. Речевые маршруты мы выставляем в приемной, чтобы каждый родитель мог взять его с собой домой и позаниматься со своим ребенком. Один речевой маршрут мы реализуем в течение двух недель в разных режимных моментах, как со всей группой, так и индивидуально.
Мы предлагаем и вам на досуге позаниматься по речевому маршруту с вашим ребенком по теме «Домашние животные».
Направление работы | Содержание |
Развитие моторики
общая мелкая
артикуляционная |
Котята (ползание) П.и. «Идет коза рогатая» П.и. «Повстречались два котенка» Соединять соответствующие пальцы на руках: мизинцы, потом безымянные, средние, указательные и большие. Повстречались два котенка, два щенка, два поросенка, два ягненка, два теленка. Домик (Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть), целуем мамочку (вытягиваем губки вперед чмокаем губами), заборчик (губы в улыбке, показываем закрытые зубки). |
Звукопроизношение,
дыхательная сторона речи,
фонетическая ритмика |
Звуки М-Мь,
му-му, ме-ме, мяу, мама, мне «Сдуваем комочки шерсти» ма-ма-ма — хлопки перед собой. мо-мо-мо — хлопки над головой, му-му-му — хлопки вытянутыми вперед руками. ме-ме-ме — отрицательное движение пальчиком из стороны в сторону. мя-мя-мя — пальчик кланяется (указательный пальчик сгибается и разгибается). |
Слоговая структура слова | На, мама
На, мяу На, ме На, му «Вот так» (хлопки по образцу: один хлопок, два хлопка) |
Развитие фонематического слуха | «Кто в гости пришел?» (определить по звукоподражанию животное),
«Найди корову» (определить источник звука — звон колокольчика), «Мамы и детки» (определить, кто кричал, по высоте голоса) |
Понимание речи
(пассивный словарь) |
Понимать названия домашних животных, названия частей тела, для чего служат, детеныши.
Глаголы: мычит, рычит, лает, мяукает. Звукоподражания: му, гав, мяу, ме,го-го. |
Активный словарь
|
Существительные: кошка, собака, корова, коза; голова, туловище, хвост, лапы, уши, усы, шерсть.
Глаголы: мычит, рычит, лает, мяукает, кусает, охраняет, грызет. Звукоподражания: му, гав, мяу, ме (для неговорящих) Прилагательные: рогатая, усатая, бодатая. |
Грамматический строй речи | Существительные множ.числа (кошка-кошки),
Предлоги: у (у кошки, у собаки, у коровы), в, на. Глаголы множ.числа наст. времени 3-го лица: мычит — мычат Побуждать называть детенышей в уменьшительно-ласкательной форме. |
Связная речь (фразовая) | Предложения:
Корова мычит. Собака лает. Корова жует траву. Собака сидит в будке. |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение «Мауси и Котауси» |
Материал подготовила Елена Юрьевна Матвеева – воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22