Музыкальные занятия – развитие в удовольствие!
«…Ребенку музыка нужна для его личностного
развития и роста, нужна, как вода и воздух…»
Каждый, помнит песни своего детства – песни бабушки, мамы. Песни, которые провожали и встречали нас в детском саду. А вы, мамы и папы, помните свое музыкальное детство? Вспоминаются ли вам те минуты, которые вы проводили на музыкальных занятиях в детском саду? Давайте вернемся с вами назад в детство, и представим, что мы снова пришли в наш любимый музыкальный зал на встречу с музыкой.
Музыкальные занятия всегда начинаются с небольшого музыкального приветствия. Это могут быть распевки, попевки, где дети выполняют разнообразные музыкальные задания, которые им предлагает педагог. Например, «Пропой свое имя», «Поздоровайся звонким (грустным, добрым, гордым) голосом с товарищем», «Пропой и прохлопай свое имя» и т.д. Ни одно музыкальное занятие не проходит без пения. Более того ему уделяется большая часть времени. Попевки и веселые упражнения помогают детям разогреть голосочки, подготовить его к пению. Только после этого начинаем разучивать и петь песни. Выученные песни сами по себе доставляют детям большое удовольствие. Во время их исполнения, дети учатся передавать их характер, настроение. Это или грустная песня про осень, или веселая про любимый праздник Новый год. А песню о маме дети исполняют нежно, ласково и с любовью.
Слушание – один из необходимых и важных разделов на музыкальном занятии. Мы слушаем классическую музыку, музыку о природе, животных, игрушках. Чтобы дети поняли содержание произведения, мы используем различные приемы. Это — выразительное исполнение произведения, показ иллюстраций, беседы, вопросы, выразительное чтение текста, игровые приемы. Так, например, при слушании песни «Дождик» Н.Любарского, дети показывают на ладошке тихий и сильный дождик. В старших группах задачи усложняются, но и здесь большое место отводится наглядности и образному рассказу. Самые старшие дети в детском саду очень любят слушать музыку известного итальянского композитора Антонио Вивальди. Слушая его произведение «Осень», дети представляют, как маленькая утка попала в беду. Наташа Абашина говорит: «Уточка чуть не погибла от холода на замерзшей реке. Ее легко могла поймать лиса. Совсем близко она к ней подкралась». А полюбившееся произведение «Зима», дети отображают, рисуя зимние месяцы в виде трех белых коней, несущихся по белой зимней дороге.
Невероятное удовольствие доставляет детям игра на музыкальных инструментах. Они играют на ложках, бубнах, колокольчиках, погремушках, металлофонах. Согласитесь, взрослые, вам, наверное, тоже хотелось бы поиграть на ложках или барабанах и получить радость от услышанного? А представляете, сколько эмоций у детей!
Ответьте на вопрос, что любят маленькие дети? Ну, конечно, играть и танцевать! Играем в подвижные, ритмические, хороводные игры. Малышам свойственны подражательные действия. Поэтому на занятиях в младших и средних группах очень часто используются их любимые игрушки: мишка, зайка, кукла, собачка. Подражая движениям игрушки, дети весело маршируют, хлопают в ладоши, приседают, кружатся. У детей старших групп восприятие музыки происходит более активно. Они хорошо чувствуют ритм, и это им помогает достаточно выразительно выполнять игровые и танцевальные движения. Мы стараемся идти в ногу со временем. Поэтому часто используем на занятиях современную музыку, под которую дети танцуют с большим удовольствием и желанием.
Вот и прошла наша небольшая экскурсия в музыку детства, в музыку, которая стала хорошим воспитателем и надежным другом на многие года. Пойте с детьми, слушайте музыку, играйте, танцуйте. Доставляйте детям удовольствие, делая их жизнь лучше и счастливее. Не эта ли наша главная цель?!
Материал подготовила Любовь Владимировна Юсько — музыкальный руководитель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 22