Мы любим и умеем играть

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Основным видом деятельности дошкольника являются сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. В играх у ребенка развивается воображение, мышление, речь, навыки общения со сверстниками, произвольность поведения.
Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в последнее время претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.
В детском саду мы уделяем большое внимание этому любимому детьми виду деятельности. Дети играют в «Дочки-матери», в «Детский сад», «Театр», «Гости», «Ферму», «Ярмарку». Педагоги умело организуют игры с детьми, делятся своим опытом в этом направлении с коллегами. В рамках мастер-класса по организации сюжетно-ролевых игр мы увидели, как дети младших и средних групп научились заботиться о своих «дочках» и «сыночках». С какой заботой дети строят для них кроватки нужного размера, подбирают постельное белье, «советуясь» с куклой, кормят, поют колыбельные песенки, чтобы кукла поскорее уснула. Не забывают перед едой помыть руки с мылом и рассказать при этом потешку.
Дети старших и подготовительных групп порадовали нас игрой в «Детский сад». Прежде чем начать играть в эту игру, воспитатели и дети ходят на экскурсию по всем службам. Наблюдают, как работают повара, прачки, швея-кастелянша, кладовщик, медицинские сестры, заведующий и старший воспитатель. Узнают о том, как они взаимодействуют друг с другом, каков результат их труда. После этого дети переносят эти знания в игру. Выбирают себе роли, договариваются, и начинается самое интересное – игра! С полной серьезностью дети обращаются друг к другу по имени и отчеству, гладят белье, готовят вкусный обед, лечат «детей», водят их гулять, читают им книжки. Воспитатель в роли заведующей контролирует «работу», дает идеи для развития сюжета, вместе с детьми анализирует итоги. Дети с упоением погружаются в игру и, кажется, готовы играть весь день напролет! Наблюдая за этим процессом, лишний раз убеждаешься в значимости этой деятельности для ребенка.
В связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры и дома. Вы сами получите большое удовольствие, а Ваш ребенок будет просто счастлив.
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
— до 3-х лет:
- Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
- Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти).
- Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
- У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.
— 3-4 года:
- Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
- В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
- Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.
— 4-5 лет:
- Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
- Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
- Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
- Активно развиваются ролевые диалоги.
— 5-7 лет:
- Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.
шофер началась игра швея-кастелянша учимся взаимодейстовать учим ласковому отношению к кукле сказка перед сном распределяем обязанности работа прачечной кипит продукты доставлены проверяем накладные пришли получать чистое белье поем колыбельные песни спи моя радость усни мы любим играть заботливый помощник воспитателя кладовщики работают кто сказал что мальчики не играют в куклы мамочки и папочки медицинские работники заботливый папа дочки-сыночки делаем прививки делимся опытом гуляем пей, доченька баю-бай без чистого белья нельзя воспитатель гладим что сегодня на обед Материал подготовила – Шумейко Евгения Витальевна, старший воспитатель НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22