Окно в природу
«Любить природу – значит любить Родину”
(М. Пришвин)
Задумывались ли Вы, насколько важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родного края, родной страны. Как здорово, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Основной задачей нас, взрослых, является воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Решаем мы эту задачу по-разному: наблюдаем за живой и неживой природой, экспериментируем с природными материалами, озеленяем территорию, ездим на экскурсии, ухаживаем за растениями.
А еще в каждой группе детского сада можно найти простое и лёгкое в использовании пособие — экологическое окно.
Для чего оно? Его цель — расширить знания детей о животных, птицах, растениях, насекомых, обитающих в нашем крае.
Как оно выглядит? Это настенное полотно с изображением трёх природных сообществ: лес, луг, водоём. К экологическому окну прилагаются разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, семян, листьев. Всё это необходимо для проведения дидактических игр: «Пищевые цепочки», «Чьи это семена?», «Кто зимует с нами?», «С какого дерева листочек?», «Где чьё гнездо?», «Кто, где живёт?».
Как с ним работать? Работа с панно начинается с младшей группы детского сада, во время проведения минуток тишины перед прогулкой. Например, подводя детей к экологическому окну, педагог обращает внимание на то, что на деревьях поселились новые обитатели: «К нашему окну прилетели птицы. А какие же птицы прилетели, чтобы полакомиться?» (выставляются картинки птиц: воробья, голубя, вороны, скворца). Затем задает детям вопросы: «Видели ли вы этих птиц на улице? Прилетел ли скворец? А воробушки что делали? По дорожке воробушек прыгал? Наверно весне радовался! А вы видели как воробьи и голуби в лужах купаются? Давайте послушаем, как поют птицы весной. Вы слышали? Да, чик- чирик. Разлетайтесь как воробушки, чирикайте, говорите их песенку, а я порадуюсь, полюбуюсь на вас. Покажите как вы умеете радоваться». Как правило, после этого воспитатель читает детям стихотворение, например, поэта В. Берестова: «О чём поют воробышки в последний день зимы? Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы!».
Экологическое окно или окно в природу также прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, для индивидуальной работы с детьми, для снятия зрительного напряжения, служит прекрасным фоном для показа миниспектаклей с использованием разных видов настольных театров. Используя в своей работе экологическое окно, педагоги учат детей бережно относится не только к живым существам, но и к среде их обитания. Благодаря этому, наших детей уже в младшем возрасте интересуют разные необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе, у них формируется познавательный интерес, они учатся устанавливать причинно-следственные связи. Все это без сомнения пригодится им при обучении в школе, а также поможет лучше знать особенности природы своего края.
Материал подготовили Наталия Борисовна Попова – воспитатель, Евгения Витальевна Шумейко – старший воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22