Опробование — это так вкусно!
Какова пища — таков и ум, каков ум — таковы и мысли,
каковы мысли — таково и поведение, каково поведение — такова и судьба.
Уже знакомый многим родителям ритуал опробования продуктов, который проходит в детском саду утром до завтрака, ни раз становился «героем» статей. Но, тем не менее, он остается одним из интересных моментов программы «Детский сад – Дом радости», о котором всегда расспрашивают родители, бабушки и дедушки. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — гласит китайская пословица. Когда малыш слышит, видит и пробует сам, усваивается все крепко и надолго. Каждый ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Опробование продуктов – это отличный способ привлечь детей к новым знаниям окружающего мира, расширить возможности ребенка в развитии восприятия, речи, познавательных представлений. Это своего рода «угощение» ребенком коллектива сверстников, но с поучительными целями, в форме беседы взрослого с детьми.
Опробование — это целый ритуал! Малышам предлагаем отгадать загадку о том, что будут опробовать, чем будут угощаться? Обязательно уточняя: что говорят глазки? Какого цвета, формы? Что говорят пальчики? Какой продукт? Мягкий, твердый, шершавый, гладкий. Что говорит носик? А что же нам говорят зубы и язычок? Ребята называют вкусовые качества продукта – сладкий, кислый, соленый, сочный, хрустящий и т.п. Так по вопросам воспитателя дети рассказывают о предложенном продукте – о его цвете, форме, вкусе, размере, откуда берется, а потом с удовольствием пробуют: «Ммм, какой ароматный, сочный, хрустящий, полезный, зелёный огурец!» — констатирует Алёна Гурьянова. И наоборот, зажмурив глаза, морщась, Данил Смирнов говорит: «Ух, какая полезная, кислая, эта ягода клюква!»
Поисковые методы, включаемые в процесс опробования, помогают дошкольнику открывать новые знания, вызывая огромный интерес, и является определяющей функцией для формирования и развития всех психических процессов ребенка, его сознания, его личности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней идет его развитие.
Чего только не пробовали малыши, за данный период, посещая младшую группу? И не поверите, от самых простых овощей и фруктов до самых экзотических и заморских: финики, изюм, бананы. И это ещё не всё, даже сказочного, румяного, с пылу, с жару колобка им пришлось отведать, испечённого умелыми руками Веры Григорьевны Улас, мамы Семёна. Да такого, что глаз невозможно было отвести! Надо было видеть, словно лисички, рассматривая колобка, облизывались детишки. А как же вкусно, смачно, аппетитно, сосредоточенно ели, стараясь уловить, а потом назвать вкусовые качества сдобного колобка. Ну, а клюквенный морс… «Какой вкусный, полезный и совсем не кислый морс, сварила твоя мама, нахваливали свою подружку Машеньку Пономарёву» все дети. Это моя бабушка, Надежда Леонидовна, позаботилась о нас, важно, с гордостью ответила Мария.
В таком, простом, на первый взгляд, образовательном моменте, дети учатся слушать и слышать педагога и своих товарищей, отвечать на вопросы, классифицировать продукты – овощи, фрукты, ягоды. В процессе опробования у детей не только формируются навыки обследования предмета, активизируется словарный запас, обогащается речь новыми словами, получают новые знания интересно и ненавязчиво.
Например, опробование лука и чеснока. Чем будем угощаться? «Вырос в темнице, ходит в золотой рубашке. Кто его раздевает, тот слезы проливает». И дети с удовольствием дают ответы на вопросы: почему в загадке сказано, что он в золотой рубашке? Почему слезы текут? Затем называют, чем отличаются похожие овощи как лук и чеснок?
Опробование продукта проводится каждый день? Для чего? – спрашивали родители. Для того чтобы открыть детям совершенно новые неизвестные горизонты так называемая избыточная информация: о чесноке, морковке, апельсине любом другом овоще, фрукте или продукте. Ребенок получает информацию, где произрастает этот продукт, в какой стране, люди каких профессий его выращивают, как он попадает к нам на стол, каким видом транспорта доставляется.
Для того, чтобы не было разногласий и расхождений во взглядах и мнениях мам и пап, а было единое, целостное понятие о проведении этого важного для детей момента в режиме дня, пригласили родителей вместе с детьми поучаствовать в мероприятии под названием «Золотое яблочко или чудо апельсин». Яркой, впечатляющей, для нас, воспитателей и наших воспитанников стала встреча с родителями, где мамы и папы с интересом разгадывали загадки об этом фрукте, играли в игру «Мы делили апельсин», определяли свойства и вкусовые качества продукта: круглый, оранжевый, с кожурой, сочный, ароматный, полезный. Ну, а о пользе апельсина для здоровья наперебой рассказывали Кира Южанинова, Артём Прохоров: защищает от простуды, лечит глазки, сердце, укрепляет зубки.
Благодаря разработанной технологии методом опробования детям обеспечиваются условия для исследования свойств различных продуктов, дается возможность попробовать блюда, приготовленные мамами, бабушками. В результате малыши на практике получают первичные представления о различных науках и о процессах познания окружающего мира.
В жизни малышей детское экспериментирование имеет большое значение. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Опробование дает им возможность получать удовольствие от знакомства с новыми материалами, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Материал подготовила Тамара Ивановна Савчук, воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад № 45