Осень. Уборочная пора. Игра.
Большую часть времени дошкольник проводит в детском саду, и все это время он играет, гуляет, общается и познает. Любимым видом деятельности ребенка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры привлекают детей, их сюжеты постоянно меняются, а с возрастом одни и те же игры усложняются.
Сначала ребята примеряют на себя роль родителей, заботятся о своих куклах (дочках и сыночках), потом учатся ходить в гости и принимать гостей у себя. Дети подрастают – сюжеты меняются, появляются новые игры, новые сюжеты: «Детский сад», «Путешествия», «Кафе».
А в старшей группе с наступлением осени появляется новый сюжет – новая игра «Овощеводы». Только что закончилась уборочная пора на огородах, собран урожай овощей. У детей свежи знания о выращивании овощей – самое время поиграть. Для того, чтобы детям легче было освоить сложные и непонятные профессии овощеводов, понять их сущность, воспитатели содействуют накоплению и обогащению представлений детей о профессиях селекционеров, агрономов, механизаторов.
Дети узнают о том, как они взаимодействуют друг с другом, каков результат их труда. А потом переносят эти знания в игру.
Весь сентябрь наши дети изучали тему «Овощи»: лепили, рисовали, придумывали загадки, составляли рассказы об овощах, раскрашивали и вырезали корнеплоды, знакомились с профессиями агронома, селекционера, механизатора, даже сдавали экзамены в сельскохозяйственном колледже на звание агронома. Диплом агронома с отличием получили: Слава Ряпосов, Даша Михайлова, Миша Мохов, Арина Гизатуллина и Арина Жуланова.
И вот УРА! Сама игра! Дети с упоением погружаются в игру. Трактористы (Слава и Миша) вспахивают поля, агрономы (Даша и Настя) проверяют семена на всхожесть, рекомендуют подкормку посевных угодий, селекционеры (Арина, Степа, Артем, Арсений) выводят новые сорта огурцов и помидоров. Работники теплицы (Вика, Ваня, Глеб) вырастили крепкую хорошую рассаду, а овощеводы подготовили грядки для высадки рассады. Кажется, дети готовы играть весь день! Но уборочная пора подошла к концу, урожай овощей собран и отвезен в овощехранилище, где директор овощехранилища (Артем Савин) сделал все, чтобы сохранить урожай. Пора наводить в группе порядок.
Конечно, не все получилось, как хотелось бы, но мы же еще раз поиграем?!
Сюжетная игра для дошкольника – это на просто времяпровождение, это огромный труд, накопление новых впечатлений, способ познания окружающего мира. С помощью игры ребенок приобретает свой жизненный опыт, пытается воспроизвести те действия взрослых, которые наблюдает в повседневной жизни. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, лишний раз убеждаешься в значимости этой деятельности для развития ребенка.
Материал подготовила: Елена Анатольевна Видякина – воспитатель ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №25