Секреты правильной речи
Наши дети растут и вместе с ними «растет и развивается» их речь. Дошкольное детство – это именно тот период, когда малыши активно осваивают тонкости, особенности и нюансы родного языка. Используют его, общаясь со сверстниками, рассказывая о своем опыте взрослым, узнавая что-то новое. Они часто ошибаются, но рядом всегда оказываются педагоги, которые и помогут, и подскажут, и заставят подумать. Постепенно дети узнают секреты правильной речи и все уверенней чувствуют себя в обществе людей.
В нашем образовательном учреждении часто проводятся мероприятия, в которых дети могут показать себя с лучшей стороны. Вот и сегодня наши ребята спасали правительницу Королевства Правильной Речи — Фею Грамоты.
Начался наш праздник со стихотворения С.Михалкова о Саше, который не умел хорошо разговаривать.
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где галоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает, Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает, И целые слова.
Он так спешит с налёта Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать…
Он может, но не хочет За речью последить.
Нам нужен переводчик Его переводить.
Прочитали нам это забавное стихотворение дети подготовительной группы №9 детского сада №22.
Секреты правильной речи нам обещала раскрыть Фея Грамоты. Но вместо этого пришел почтальон и принес телеграмму, в которой Фея просила помощи у ребят. Все очень расстроились, узнав, что она находится за пятью замками в самой высокой башне злого волшебника Звукоглота. Весело поиграл наш язычок и открыл секрет о том, что делая зарядку, он становится сильнее! Оказалось, не так просто открыть замки волшебника! Только, когда все дети сделали веселую зарядку язычком, исчез первый из них.
Потом дети вспомнили, что помогает им слышать разные звуки и правильно их повторять. Это же наши уши! Узнавая второй секрет правильной речи, дети соревновались и в подборе предметов с нужным звуком, и повторяли ритм, заданный музыкальным руководителем и догадывались, какое слово потерялось в стихотворении.
Третий секрет детям открыла учитель-логопед. Дети поняли, что нужно уметь правильно дышать и учится делать выдох длинным и плавным. А также очень важно тренироваться произносить скороговорки. Вот и задание для капитанов команд: правильно повторить скороговорки. Наши капитаны: Маш Соня, Гаак Арина, Паршакова Катя, Елисеев Кирилл с честью выдержали испытание. Еще один замок расколдован!
Сумеют ли ребята найти все секреты правильной речи? Впереди новое задание, теперь уже для рук. Не зря же говорят, что речь «находится» на кончиках пальцев. С огромным удовольствием, все поиграли в игру «Левая и правая» под музыку Е. Железновой. Но замок не открылся. Видимо, что-то надо сделать. Дети старших групп вместе с воспитателями легко подобрали к словам существительным – слова-антонимы. Опять не помогло! На помощь приходят дети и воспитатели подготовительных групп. Именно им удается, волшебным образом, изменить слова и снять заклятие с четвертого замка. Освобождение Феи Грамоты все ближе и ближе, остался всего один замок.
В этот момент наши педагоги, неожиданно, превращаются в буквы. Узнав «буквы» и прочитав слово, дети знакомятся с последним правилом: «Книги умные читаем, в них о многом мы узнаем!» Последний замок рассыпался на кусочки, и все участники праздника радостно захлопали в ладоши.
Спасенная Фея Грамоты наградила детей играми для развития речи. Вот так закончилось наше путешествие в Королевство: дети спасли Фею и открыли для себя секреты правильной речи.
Материал подготовила Елена Анатольевна Щеголева – учитель-логопед НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22