Для слабовидящих

01.07.2019

«Школа Джека Воробья» или учимся ориентироваться

В Здравограде в конце июня открылась школа Джека Воробья. Школа необычная и не только потому, что это одно из направлений краткосрочных образовательных практик, которые организовали педагоги этим летом для маленьких жителей, но и потому, что ученики в этой школе осваивают мастерство ориентирования у прозорливого пирата. Посещали необычные занятия ребята старшего дошкольного возраста. Всего прошли обучение 27 воспитанников (это самая востребованная практика среди ребят). Информацию о реализации образовательной практики можно прочитать в группе детского сада в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/album-175710147_262955282.

Ориентация человека в пространстве включает различение и восприятие пространства; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений. Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью. В более узком значении понятие «пространственная ориентация» означает ориентировку на местности. Под пространственной ориентировкой понимают: определение «точки стояния» – местоположения субъекта по отношению к окружающим объектам (я справа от Миши); определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (дом слева от меня); определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (стол напротив шкафа).

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для будущего школьника. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве. Уже в старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве. А к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами.

За неделю непродолжительных и веселых занятий в школе Джека Воробья, которые проходят в игровой форме, дети научились ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, составлять карты и читать их, прятать и искать «сокровища», а также побывали в роли пиратов и кладоискателей. На занятиях ребята учились располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделялось последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Мальчишки и девчонки учились находить середину (центр) листа бумаги, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Особенно внимание уделялось действенному овладению детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определят направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

Занятия можно продолжить дома, используя полюбившиеся игры и упражнения, такие как:

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • что изображено справа от него,
  • что нарисовано под ним,
  • что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

  • в правом верхнем углу,
  • вдоль нижней стороны листа,
  • в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Джека Воробья». Каждому ребёнку раздается лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: ведущий этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит — весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг — в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа — гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Взрослый начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Материал подготовила Ольга Анатольевна Петрова, педагог-психолог ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45

Вернуться в рубрику Новости