Сказка в жизни малыша
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В.А.Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране.
Роль сказок в воспитании детей велика. Во – первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Во-вторых, развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. Чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить. Сказка формирует основы поведения, общения.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, развивается связная логическая речь.
Какие сказки читать детям в раннем возрасте, чтобы им было интересно?
Первые сказки должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными.
Своим малышам от 1 до 3 лет, мы рассказываем простые народные сказки с простыми предложениями и множеством повторений (например, тянут-потянут, бил, бил-не разбил, катится колобок, катится и т.п.). Детям нужны такие повторы, чтобы они лучше поняли содержание, усвоили лексику, запомнили грамматические формы. Мы читаем сказки медленно, нараспев, с выражением, чтобы дети могли ясно представить себе всех героев сказки. Обязательно жестикулируем, гримасничаем, показываем все эмоции вместе с героями – это очень важно!
Главные герои наших сказок – это хорошо знакомые животные, дети и взрослые (бабушка, дедушка, девочка, медведь, кошка, мышка и т.п.)
Мы малышам читаем такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и Медведь», «Три медведя».
Чтение сказок мы сопровождаем показом настольного театра. С большим удовольствием дети играют в разные виды настольного театра (на шнуровке, пальчиковый, деревянный, резиновый и др.)
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой.
Материал подготовили Татьяна Устиновна Швецова, Людмила Игоревна Тихонова – воспитатели ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45