Учимся социоигровой технологии вместе с детьми!
Только общение делает ребенка воспитуемым.
Л.С. Выготский
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Зачастую, по отношению к детям взрослый занимает позицию лидерства, не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствия от доигрывания, от самой игры. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики — не слишком управлять…..» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает социо-игровая технология, представленная А.П. Ершовой, В.М. Букатовым, Е.Е.Шулешко. «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Систематическое использование социоигровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:
- научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным;
- способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Главный принцип технологии — педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого. Также дети обсуждают множество проблем, которые могут возникнуть в процессе игры, и находят пути их решения.
Суть социоигровой технологии раскрывается в шести основных правилах:
Первое правило: деятельность дошкольников осуществляется малыми группами (2,4,6,8 человек) – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества и коммуникации.
Второе правило: смена лидерства. Лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
Третье правило: смена мизансцен. Дети сидят, встают, ходят и т.д.
Четвертое правило: смена темпа и ритма. Дети должны понимать, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
Пятое правило: интеграция всех видов деятельности. Используются различные игры на развитие внимания, мышления, речи, восприятия.
Шестое правило: ориентация на принцип полифонии. Ребенок вместе со своим сверстником добывает знания. В итоге все дети получают новые знания.
Ребята подготовительной группы «Звездочки» детского сада №22 приняли участие в спортивном развлечении «Со спортом мы дружны» с элементами социоигровой технологии. Дети весело и дружно поиграли в такие игры, как: «Привет, мой друг», «Стою, на кого-то смотрю», «Подъемный кран», «Ловишка». Мальчики и девочки выстраивались по росту в одну шеренгу от самого низкого до самого высокого, выбирали капитана по считалке, командами выполняли предложенные задания, изображали только движениями виды спорта – как они это делали? Сами! Договаривались, общались, прислушивались друг к другу. Бурные эмоции переполняли спортивный зал. Мы только начинаем осваивать данную технологию, но у нас уже есть результаты, и все знания, которые дети получают, обязательно превратятся в их жизненный опыт.
Материал подготовила Дарья Николаевна Матвеева – педагог-психолог ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №22