Волшебный мир цветов

Из всех органов чувств, главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни.
Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Большинство детей, поступающих в детский сад, практически не имеют понятия о цвете. Восприятие цвета у ребенка надо развивать как можно раньше, чтобы он мог ощущать всю полноту и красоту окружающего мира.
Знакомство наших малышей с цветом мы начинаем с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, мы начинаем знакомить с белым и черным цветами.
Мы начинаем знакомить детей с цветом поэтапно:
- Различаем цвета по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
- Зрительное соотнесение цветов на расстоянии, выбор цвета по образцу.
- Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их по образцу.
В нашей группе есть замечательное дидактическое пособие – коврик с мягкими разноцветными кубиками для ознакомления малышей с четырьмя основными цветами. Детям нравится манипулировать мягкими кубиками, строить цветные башенки, дорожки и раскладывать их на коврик, ориентируясь по цвету. Игра «Прокати мяч», тоже очень нравится детям. Малыши с удовольствием забрасывают цветные мячики в трубы по цвету и ловят их.
Ребятам постарше мы предлагаем игровой стол «Мозаика». Он представляет собой круглый деревянный стол с прорезями для цветных шариков. Стол — мозаика безопасен и экологичен для игр детей. Он позволяет изучать детям не только основные четыре цвета, но ещё белый с черным. Малыши учатся отбирать шарики определенного цвета и выкладывать из них дорожки. Обучаются понимать и использовать инструкцию взрослого. Стол-мозаика развивает полезные навыки у детей: старательность, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику.
В результате систематической работы, направленной на восприятие цвета:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету;
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами – словами названиями цвета.
Для непрерывного сенсорного развития ребенка нужно регулярно поддерживать знания, которые он получает в детском саду. Дома и на улице необходимо озвучивать предметы, которые ребенок видит вокруг себя, используя игровую форму.
Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Материал подготовили Татьяна Устиновна Швецова, Людмила Игоревна Тихонова – воспитатели ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45