Занимательные бизиборды или как можно заниматься развитием своего ребенка дома
Вы, наверное, не раз замечали, как детей, особенно маленьких, интересовали простые, бытовые предметы, разные шпингалеты на дверях, крутящиеся ручки у шкафов, глазок в двери, кнопочки или замки на маминой сумочке, выключатели, розетки.
А что, если это всё объединить на одной доске и у вас получится настоящий «бизиборд» (busy – занятой, board – доска) – развивающая доска, сделанная своими руками с душой для своего ребёнка.
Для этого вам понадобится: основа – доска, самоклеющая бумага, различные наклейки, выключатели, шпингалеты, кнопочки, крючки, колёсики, ленточки, пуговки, прищепки, ткань — всё, что найдёте в доме. Обклейте доску самоклеющей бумагой, расположите на ней, выбранные вами предметы, было бы хорошо всё это объединить в какой-нибудь сюжет.
Для мальчиков это может быть бизиборд – центр управления космолётом, где будет множество различных кнопочек, переключателей, рация или телефонная трубка, по которой он будет отдавать приказы.
Для девочек – хозяйственный бизиборд, в процессе игры с которым, они могут представлять себя не только хозяйкой, но и секретарём, а также играть в магазин или в школу. Игры с бизибордами вызовут бурю фантазий и эмоций у детей, будут развивать их воображение.
Особенно такая развивающая доска заинтересует малыша, с любопытством познающего мир. Это может быть полянка, на которой живёт куколка в домике и её животные, с которыми можно играть и разговаривать на их языке.
Для начала необходимо дать ребёнку время рассмотреть бизиборд и потрогать предметы, которые на нём расположены.
Такие манипуляции будут способствовать не только развитию мелкой моторики и познанию мира через тактильные ощущения, но и стимулировать мыслительные процессы у маленьких детей, способствовать развитию речи.
Игры с таким бизибордом могут быть построены по-разному, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.
Если ребёнок говорящий, то он может называть животного или обозначить его звукоподражанием, а если нет, то можно попросить его показать, где сидит зайка, а где живёт лягушка, где у куколки глазки, носик и т.д. Таким образом, мы можем определить уровень его пассивного и активного словаря.
По бизиборду можно путешествовать, общаясь и играя с разными животными.
— Давай, прокатимся на машинке по жёлтой дорожке в гости к поросёнку и поздороваемся с ним: «Хрю-хрю» (ребёнок, двигая машинку, продвигается по молнии до поросёнка). Одновременно можно дуть на язычок, изображая, как едет машина, т.е. использовать элемент артикуляционной гимнастики.
Дальше мы едем до зайчика: «Посмотри, какие большие кнопочки есть у зайчика. Поиграй с ними, нажми на грибок…, ягодку…, шарики».
Тем временем можно приговаривать: «Прыг-скок, прыг-скок! Твой весёлый, прыткий пальчик, Скачет, словно резвый зайчик!»
— А кто это расположился над кнопочками у зайчика? Курочка с цыплятками! Что она им говорит? «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!» Ребёнок вместе со взрослым грозит пальчиком, проговаривая эти слова.
— Поедем дальше, к лягушке-квакушке! (двигаемся дальше по молнии). Поздороваемся с ней: «Ква-ква!» и улыбнёмся.
— «Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка» — артикуляционное упражнение «улыбочка».
— А кто это с ней? Уточка! Поздоровайся с ней: «Кря-кря!»
— «Как утёнок губки сложим, мы на уточку похожи!» — артикуляционное упражнение «трубочка», а затем чередуем «улыбка – трубочка», то лягушка, то утёнок.
— Посмотри, какие у лягушки есть замочки, открой их и сможешь понажимать на разноцветные кнопочки. Нажми на красную кнопочку, а теперь на зелёную и т.д. — закрепление названий цветов в пассивном словаре. А эта, какая кнопочка? – закрепление названий цветов в активном словаре.
— А над лягушкой живёт мышка. Поздороваемся с ней: «Пи-пи-пи». Она любит танцевать с разноцветными ленточками. Подари ей красную…, жёлтую…, зелёную…, синюю ленточку. Какая эта ленточка? А давай потанцуем с ленточками вместе с язычком, помашем влево-вправо, вверх-вниз (делаются взмахи ленточками в соответствующие стороны вместе с язычком). Молодец!
— А где же спрятались барашек с котёнком? Вот они за платочками и прищепками притаились. Поздоровайся с ними: «Бе-е!», «Мяу!» — ребёнок гладит картинки. А теперь давай поможем им снять прищепки и повесить на верёвочку разноцветные платочки (платки должны быть прикреплены соответствующего цвета прищепками). Молодец!
— А кто это так кричит: «Му-му-му – молока кому?» Правильно, корова! Посмотри, кто хочет угоститься её молочком? Это собачка, козочка и гусёнок. Помоги им добраться до коровки. Для этого нужно открыть цветную дорожку и пройти по ней пальчиком, напевая их песенки животных («Ав-ав», «Ме-ме», «Га-га»). Молодец! Давай попьём вместе с ними молочко из миски (можно использовать следующие артикуляционные упражнения: ребёнок складывает из ладоней мисочку и изображает, как он лакает язычком молоко, а затем облизывает верхнюю губу, и весь ротик язычком вкруговую).
— Посмотри, а кто это там, на цветочной полянке ловит жучков и бабочек? Петушок! Поздороваемся с ним: «Ку-ка-ре-ку!» (можно с ребёнком проговорить потешку про петушка). Помоги жучку, бабочке и пчёлке убежать от петушка до цветочков. Ребёнок накручивает пальчиком верёвочку на колесико, пока насекомое не доберётся до цветка. Параллельно можно проговаривать чистоговорки: «Жук, жук, пожужжи, где ты спрятался, скажи!», «Ба-ба-ба, ба-ба-ба – бабочка летела, на цветочек села», петь песенку пчелы: «З-з-з».
Алгоритм игр по бизиборду может быть разнообразным, задания варьироваться и усложняться по мере развития уровня речи ребёнка. В дальнейшем желания и действия ребёнка подскажут вам, в каком направлении двигаться.
Благодаря полученным тактильным ощущениям, положительным эмоциям игры и упражнениям с развивающей доской у ребёнка будет формироваться и развиваться не только речь, но и мыслительные процессы, мелкая и артикуляционная моторики, ориентировка в пространстве, закрепляться цвета.
Таким образом, в непринуждённых играх с бизибордом ребёнок всесторонне будет развиваться и познавать мир. «Ведь воспитывает ребёнка среда и живой пример» – как говорила известный итальянский педагог Мария Мотессори.
И у вас, дорогие родители, появятся свободные минуты для своих дел, а у ребёнка гордость за своих мастеровых родителей.
Материал подготовила Вера Сергеевна Порошина – учитель-логопед ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45