Для слабовидящих

24.04.2019

Занимательные бизиборды или как можно заниматься развитием своего ребенка дома

Вы, наверное, не раз замечали, как детей, особенно маленьких, интересовали простые, бытовые предметы, разные шпингалеты на дверях, крутящиеся ручки у шкафов, глазок в двери, кнопочки или замки на маминой сумочке, выключатели, розетки.

А что, если это всё объединить на одной доске и у вас получится настоящий «бизиборд» (busy – занятой, board – доска) – развивающая доска, сделанная своими руками с душой для своего ребёнка.

Для этого вам понадобится: основа – доска, самоклеющая бумага, различные наклейки, выключатели, шпингалеты, кнопочки, крючки, колёсики, ленточки, пуговки, прищепки, ткань — всё, что найдёте в доме. Обклейте доску самоклеющей бумагой, расположите на ней, выбранные вами предметы, было бы хорошо всё это объединить в какой-нибудь сюжет.

Для мальчиков это может быть бизиборд – центр управления космолётом, где будет множество различных кнопочек, переключателей, рация или телефонная трубка, по которой он будет отдавать приказы.

Для девочек – хозяйственный бизиборд, в процессе игры с которым, они могут представлять себя не только хозяйкой, но и секретарём, а также играть в магазин или в школу. Игры с бизибордами вызовут бурю фантазий и эмоций у детей, будут развивать их воображение.

Особенно такая развивающая доска заинтересует малыша, с любопытством познающего мир. Это может быть полянка, на которой живёт куколка в домике и её животные, с которыми можно играть и разговаривать на их языке.

Для начала необходимо дать ребёнку время рассмотреть бизиборд и потрогать предметы, которые на нём расположены.

Такие манипуляции будут способствовать не только развитию мелкой моторики и познанию мира через тактильные ощущения, но и стимулировать мыслительные процессы у маленьких детей, способствовать развитию речи.

Игры с таким бизибордом могут быть построены по-разному, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.

Если ребёнок говорящий, то он может называть животного или обозначить его звукоподражанием, а если нет, то можно попросить его показать, где сидит зайка, а где живёт лягушка, где у куколки глазки, носик и т.д.     Таким образом, мы можем определить уровень его пассивного и активного словаря.

По бизиборду можно путешествовать, общаясь и играя с разными животными.

— Давай, прокатимся на машинке по жёлтой дорожке в гости к поросёнку и поздороваемся с ним: «Хрю-хрю» (ребёнок, двигая машинку, продвигается по молнии до поросёнка). Одновременно можно дуть на язычок, изображая, как едет машина, т.е. использовать элемент артикуляционной гимнастики.

Дальше мы едем до зайчика: «Посмотри, какие большие кнопочки есть у зайчика. Поиграй с ними, нажми на грибок…, ягодку…, шарики».

Тем временем можно приговаривать: «Прыг-скок, прыг-скок! Твой весёлый, прыткий пальчик, Скачет, словно резвый зайчик!»

— А кто это расположился над кнопочками у зайчика? Курочка с цыплятками! Что она им говорит? «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!» Ребёнок вместе со взрослым грозит пальчиком, проговаривая эти слова.

— Поедем дальше, к лягушке-квакушке! (двигаемся дальше по молнии). Поздороваемся с ней: «Ква-ква!» и улыбнёмся.

— «Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка» — артикуляционное упражнение «улыбочка».

— А кто это с ней? Уточка! Поздоровайся с ней: «Кря-кря!»

— «Как утёнок губки сложим, мы на уточку похожи!» — артикуляционное упражнение «трубочка», а затем чередуем «улыбка – трубочка», то лягушка, то утёнок.

— Посмотри, какие у лягушки есть замочки, открой их и сможешь понажимать на разноцветные кнопочки. Нажми на красную кнопочку, а теперь на зелёную и т.д. — закрепление названий цветов в пассивном словаре. А эта, какая кнопочка? – закрепление названий цветов в активном словаре.

— А над лягушкой живёт мышка. Поздороваемся с ней: «Пи-пи-пи». Она любит танцевать с разноцветными ленточками. Подари ей красную…, жёлтую…, зелёную…, синюю ленточку. Какая эта ленточка? А давай потанцуем с ленточками вместе с язычком, помашем влево-вправо, вверх-вниз (делаются взмахи ленточками в соответствующие стороны вместе с язычком). Молодец!

— А где же спрятались барашек с котёнком? Вот они за платочками и прищепками притаились. Поздоровайся с ними: «Бе-е!», «Мяу!» — ребёнок гладит картинки. А теперь давай поможем им снять прищепки и повесить на верёвочку разноцветные платочки (платки должны быть прикреплены соответствующего цвета прищепками). Молодец!

— А кто это так кричит: «Му-му-му – молока кому?» Правильно, корова! Посмотри, кто хочет угоститься её молочком? Это собачка, козочка и гусёнок. Помоги им добраться до коровки. Для этого нужно открыть цветную дорожку и пройти по ней пальчиком, напевая их песенки животных («Ав-ав», «Ме-ме», «Га-га»). Молодец! Давай попьём вместе с ними молочко из миски (можно использовать следующие артикуляционные упражнения: ребёнок складывает из ладоней мисочку и изображает, как он лакает язычком молоко, а затем облизывает верхнюю губу, и весь ротик язычком вкруговую).

— Посмотри, а кто это там, на цветочной полянке ловит жучков и бабочек? Петушок! Поздороваемся с ним: «Ку-ка-ре-ку!» (можно с ребёнком проговорить потешку про петушка). Помоги жучку, бабочке и пчёлке убежать от петушка до цветочков. Ребёнок накручивает пальчиком верёвочку на колесико, пока насекомое не доберётся до цветка. Параллельно можно проговаривать чистоговорки: «Жук, жук, пожужжи, где ты спрятался, скажи!», «Ба-ба-ба, ба-ба-ба – бабочка летела, на цветочек села», петь песенку пчелы: «З-з-з».

Алгоритм игр по бизиборду может быть разнообразным, задания варьироваться и усложняться по мере развития уровня речи ребёнка. В дальнейшем желания и действия ребёнка подскажут вам, в каком направлении двигаться.

Благодаря полученным тактильным ощущениям, положительным эмоциям игры и упражнениям с развивающей доской у ребёнка будет формироваться и развиваться не только речь, но и мыслительные процессы, мелкая и артикуляционная моторики, ориентировка в пространстве, закрепляться цвета.

Таким образом, в непринуждённых играх с бизибордом ребёнок всесторонне будет развиваться и познавать мир. «Ведь воспитывает ребёнка среда и живой пример» – как говорила известный итальянский педагог Мария Мотессори.

И у вас, дорогие родители, появятся свободные минуты для своих дел, а у ребёнка гордость за своих мастеровых родителей.

Материал подготовила Вера Сергеевна Порошина – учитель-логопед ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» детский сад №45

 

Вернуться в рубрику Новости